«Простые вещи»: графическая мастерская

Валерия Кац
30.08.2023

Простые, но эстетически ценные вещи создают в Нормальном месте в Петербурге. Это пространство на Кожевенной линии 34А, резиденция нескольких социальных организаций. Одна из них — АНО «Простые вещи», которая действует как 7 мастерских, арт-студия и школа бариста, где работают и обучаются взрослые люди с ментальными особенностями. 

В графической мастерской работают взрослые 20-30 лет, у большинства из них нет специального образования. Тем не менее картины художников показывают на  арт-выставках, а принты используют в путеводителях и в кастомизации автобусов, на стикерпаках и футболках, а также в продукции Простых вещей

В графической мастерской “Простых вещей”

Это интервью прошло в прохладном конце июля в теплом Нормальном месте. Мария Екушева, ведущий мастер графической мастерской, рассказала: как создают иллюстрации для мерча «Простых вещей», с какими партнерами делает коллабы «графичка» и почему художники без образования иногда рисуют лучше профессионалов…

Что вы сегодня рисовали? 

Открытки для учителей на 1 сентября. Идея — дарить учителям цветы в горшке от нашей «цветочки» [цветочной мастерской] через сервис Flowwow. Помимо горшка, будет ещё открытка от наших мастеров. 

Сейчас мы  рисовали на тему «Работа – это…». Сегодня все были в каком-то молчаливом состоянии: кто-то и так никогда не разговаривает, а кто-то был в таком настроении. Поэтому я ходила по всему Нормальному месту и спрашивала: «Что такое работа?» Очень классный ответ был от нашего специалиста по соц. работе, Димы. Он спросил: «Это существительное?» – а я такая [думаю]: «Работа — это существительное!»

Работа — это слово, в конце концов

Мария Екушева

Мастера рисуют иллюстрации к открыткам на 1 сентября

Как обычно строятся занятия? 

Как угодно. Часто задачи приходят утром, когда мы начали одну тему, а нам [говорят]: срочно сделайте другую. И мы начинаем перестраиваться. Обычно, [задачи] приходят через дизайнера. Чтобы ответить на задание, бывает неделя-две — иногда мы успеваем подобрать какой-то метод. Это может быть презентация, обсуждение. Например, мы рисовали футболки к 8 марта, и у меня несколько дней подряд начинались с того, что я пыталась объяснить ребятам, что такое феминизм. Мне повезло — осенью читала клёвый комикс, который помог об этом рассказать просто и понятно.

Как проходит отбор иллюстраций для мерча? 

Сначала через меня, а дальше отбирает дизайнер в зависимости от задач. Это бывают макеты, открытка, футболка, наклейки, стикеры, раскраска, печать на кружке. Исходя из этого отбираются формат, габариты. Нам сообщают техническое задание, чтобы мы понимали, что это будет. Открытка — тогда можно рисовать на весь лист, подробно, если стикер — лучше взять большой маркер и нарисовать несколько маленьких картинок. 

На выходе вы используете рисунки всех мастеров? 

По-разному. Иногда есть условие, чтобы было скомбинировано много рисунков разных ребят, а иногда выбирают, что больше подошло под тему. Могут быть неожиданные, остроумные ответы или стандартные — зависит еще от заказчика.

Рисунок Лёши для открытки учителям на 1-е сентября

Это вот Лёша [его рисунок]. У него свой подход — он не рисует со слов, обычно с фотографии. Его авторский стиль присутствует: очень геометричный, лаконичный, и он всем делает грустные лица. 

А сам он грустный? 

Нет, он улыбается. Лёша в основном повторяет слово в слово то, что смотрел по телевизору, а любит он всякие боевики, про полицейских, или мультики, например Смешариков. Такой у него метод общения: сидит, цитирует и смотрит реакцию окружающих. Ещё Лёша очень выразительно владеет мимикой – иногда может целый спектакль сыграть, чтобы объяснить: я устал.  У него очаровательная мама, которая была в восторге, что Лёша не сидит дома, что Лёша нужен, что Лёша классно рисует. Он вообще очень крутой  мастер. Он и лепит замечательно, невероятно аккуратно — очень талантливый. Человек нигде не учился, никогда не рисовал, и вот, рисует совершенно нереально.

То есть к вам могут прийти люди, которые не обладают базовыми навыками? 

Ведущие мастера у нас обычно не психологи, не дефектологи, а специалисты в области своей мастерской. А ребята, наоборот, — нам не нужен кто-то, кто-то умеет рисовать реалистично. Это не будет оригинальный рисунок, такой как мы ищем. Мы ходим по немножко примитивистскому рисованию, оно для нас наиболее актуальное. Если придёт кто-то, кто рисует академично, зачем он нам нужен? Он не сделает классные стикеры в нашем характере. Не сделает что-то очень своеобразное, потому что из реалистичного стиля рисования отойти к декоративному слишком сложно.

Могу показать работы из арт-студии. Это тоже Лёша рисовал, но по-своему —  это авторизированная копия с работы Хундертвассера. Леша пока только идет к чистому творчеству. Постепенно, я думаю, он начнет рисовать что-то от себя.

Авторизированная копия Лёши с работы Хундертвассера.

 А этот принт пошёл на мерч? 

Арт-студия — это другая тема. Ее создала у нас Маша Опоцкая. Она много лет работала с ребятами и в какой-то момент сказала, что не хочет работать на заказ, на печать, на продукцию. Ей хочется заниматься с ребятами свободным  творчеством, чтобы они делали что-то абсолютно свое и по собственным сюжетам. В арт-студии они отрываются от «графички» и рисуют  всё что захотят  любыми материалами. Это такое чистое творчество, которое мы будем продавать на аукционах или [с которым будем] устраивать выставки. 

Чем вы рисуете? 

В основном чёрные тонкие и толстые маркеры, линеры. Ребята рисуют чистую графику: линейное рисование, плоскостное. В арт-студии наоборот – есть всё – цветные карандаши, фломастеры, маркеры, мелки, акварель, акрил, темпера, цветная бумага для аппликаций, картон и холсты.

А чьи это фразы на принтах? 

Это фразы ребят. Обычно ребята сами [придумывают], но когда «не идёт», мы ходим по мастерским, спрашиваем у других ребят, которые в «графичке» не работают, но им есть что сказать. 

Вы сохраняете авторство?

Мы стараемся всегда подписывать работы карандашом или позади листа, но есть мастера, стиль которых итак все в Нормальном месте узнают.

 “Работа – это…”

Как принты отражают ценности «Простых вещей»? 

Человек без специализированного образования берет и рисует по-своему, и часто это даже круче, чем когда это делает кто-то с образованием. Я считаю, что ребята рисуют лучше меня. Я проучилась 10 лет на художника — они не учились нигде. Но у них нет страха, и это самое важное. Я думаю, что человека портит страх. Бывает, люди говорят: я не умею рисовать. Это они пошли в школу, и кто-то их запугал. А на ребят это просто, в своё время, не подействовало. Они не восприняли эту фразу «ты не умеешь рисовать». Умеешь — не умеешь, им вообще не до такой материи, они просто берут и рисуют. И часто рисуют так, что я хожу [со словами]: «Мамма Мия, как нарисовано! Как неожиданно, какой сюжет, какой стиль».

Такие неограненные алмазы, которые не надо
гранить, потому что это круче

А кто у вас чаще всего заказывает изделия? 

Частая история — корпоративные сотрудничества. 

Мы делали для «Авиасейлс» путеводитель по Петербургу. Ребята рисовали места и добавляли гуляющих по ним героев, животных. У нас были динозавры возле Эрмитажа. Или например, мы рисовали как-то гигантскую наклейку на автобусы, которые возят туристов  в Карелию.

«Эйч» попросили подготовить динозавров на разные смешные темы о работе. Мастера видели названия и пытались изобразить «отпускозавра», «скромнозавра», «кофебрейктопса»,  «стрессодактиля» и тому подобных, передать их чувства.

Раньше IKEA заказывала у нас под Новый год керамику — увы. 

Однажды прихожу в гости к подружке, она говорит:
«Кто-то из Москвы подарил мне миску,
это корпоративный подарок». Я смотрю — стоит наша миска

 

Нужно ли НКО развивать сферу инклюзивного мерча. Зачем это делать? 

В России, если ребятам [с ОВЗ] предлагают официальную работу — это обычно что-нибудь вроде — «Сиди, собирай шариковые ручки». У нас [в мастерских] есть люди, которые говорят: «Я уже лепил кружку, мне надоело. Всё — я леплю тарелку». Кто их уговорит собирать бесконечно одинаковые шариковые ручки? Тут [в мастерских] идет максимальное разнообразие творческой работы, которая ребятам по силам — они не восприняли страх рисования и многие неожиданно круто рисуют.

В мастерской графики

У нас за стенкой [находятся] «Перспективы», там сейчас тоже аудитория, в которую ходим, как в музей. Проходим мимо, останавливаемся, фотографируем работы, которые висят на стенах — что-то очень впечатляющее, то, что ребята способны сделать очень мощно на уровне современных художников. Для них это возможность не собирать шариковые ручки, а сделать что-то, ценное и  что им действительно нравится. 

Есть ребята, которые не смогли работать в других мастерских — они непреклонны в своём желании только рисовать, даже в перерыв некоторые что-то для себя рисуют. У кого-то это как способ общения. Любой повод, тема, событие – всё рисуется. Действующие лица – окружающие их мастера и ведущие мастера. 

Есть перспектива профессионального развития у ребят, которые занимаются в мастерской? Например, в художественном творчестве? 

У нас изначально были идеи устраивать выставки, аукционы работ. Пока что на моем веку я помню выставку только в Русском музее — большая инклюзивная выставка, и там участвовали наши ребята. Надеюсь, что дальше будут персональные выставки.

Что покупают люди, покупая инклюзивный мерч?

У меня есть друзья, которые часто приобретают  наши штуки [изделия]. И они какую-то теплоту покупают. Потом многие подписываются на наши соц.сети. Им хочется приобщиться к этому — они начинают вникать в проблематику НКО и чувствовать себя еще более, может быть, осознанными. Это такая возможность стать благотворителем, когда ты не готов жертвовать суммы неизвестно куда. А тут ты становишься соучастником такого тёплого сообщества посвященного в первую очередь пониманию и принятию окружающих людей. Как говорится: дело есть каждому (с)