Инклюзивная мастерская графики и иллюстрации «Люстра»

Валерия Кац
30.08.2023

В музее современного искусства “Гараж” (Москва) с 2015 года проводятся инклюзивные программы. Они рассчитаны на то, чтобы посещение музея стало привычным и постоянным действием для всех, в том числе и для людей с разным опытом.

Так, в Музее можно посмотреть образцы новейшего кино в оригинале
с субтитрами на кинопоказах Garage Screen. Посетить архитектурную прогулку по Парку Горького, адаптированную для слабовидящих и незрячих посетителей. Участвовать в экскурсиях и детских мастер-классах
с переводом на узбекский, кыргызский и таджикский языки…

Мастерская графики и иллюстрации «Люстра» для взрослых людей с ментальными особенностями открылась в “Гараже” в 2021 году.

В мастерской графики и иллюстрации “Люстра” для взрослых людей с ментальными особенностям

Дважды в неделю ведущие мастера – Софья Сапожникова и Анна Гросицкая – и участники встречаются в мастерской и за ее пределами, чтобы изучить инструменты современной графики и иллюстрации. Ребята создают принты в коллаборациях с ”Гаражом” и сторонними организациями. 2 апреля, в день информирования об аутизме, “Люстра” выпустила мерч с принтами участников мастерской для магазина.

В этом интервью Алина Жекамухова, специалистка отдела инклюзивных и просветительских программ Музея, поделилась подробностями занятий в инклюзивной мастерской и рассказала, как создавали мерч ко 2 апрелю.

Как проходят занятия в “Люстре”?

Сейчас в “Люстре” функционируют две группы по 7-10 человек. Программы в них разнятся в зависимости от потребностей и уровня подготовки участников. Поэтому возникает  своя специфика в подаче информации, в продолжительности занятий, в форме коммуникации и т.д.  

Оказывать столько поддержки, сколько необходимо, но оставлять зазор на самостоятельность – очень важно, когда мы говорим о взрослых с ментальными особенностями, потому что в обычной жизни вокруг них бывает слишком много патернализма и мало доверия. 

Алина Жекамухова

 Одна группа ходит на выставки в городе и после этого обрабатывает полученную информацию – обсуждает увиденное на занятиях и переводит это в графический формат. Людям бывает сложно постоянно сидеть на месте, поэтому мы разбавляем рисование за столами прогулками, выходами.

Вторая группа занимается тематическими блоками. Обычно мы приглашаем специалиста «извне», который помогает глубоко погрузиться в тему. Во время блока ботанической иллюстрации дополнительным педагогом приходил ботаник и флорист Семён Одинцов. Он водил нас по парку Горького, рассказывал, как устроены растения. Мы рассматривали с микроскопами строение цветка, зарисовывали его, изучали клумбы в парке и слушали истории про разные растения.

Стараемся, чтобы в конце каждого блока был физический результат, потому что иначе это не иллюстрация, а рисовальные занятия

В конце 2022-го мы закончили рисовать иллюстрации, и Ульяна Савич, наш дизайнер,  помогла сверстать это в календарь на 2023 год.  Потом мы раздали его ребятам в качестве «коллекционного экземпляра». 

С какими трудностями сталкиваетесь?

Программа началась довольно давно и уже имеет устоявшийся костяк участников группы – мы со всеми знакомы хорошо. Это упрощает нашу задачу, потому что мы можем внедрять долгосрочное планирование и вырабатывать вместе с участниками общие правила для группы. 

Формат “защищенных” мастерских предполагает особенности взаимодействия
с участниками. И я бы не сказала, что это сложности, это специфика. У нас периодически бывают поведенческие сложности, конфликты, усталость, но это тоже часть процесса

Есть участники, которых Люстра “зажгла” идеей профессионально заниматься графикой?

Люди, которые к нам приходят, вполне себе самостоятельны. Кто-то работает в мастерских не только «Гаража», рисует иллюстрации, комиксы и у них есть опубликованные работы.

В мастерской

У них [участников мастерских] довольно насыщенная внешняя жизнь, и не то чтобы мы открываем им все двери

Последний из участников, вошедших в Люстру, это Таир Костромин — молодой иллюстратор, который хочет, чтобы графика стала его профессией в будущем. Он закончил школу, не пошёл в другие образовательные учреждения, поэтому самостоятельно ищет траектории развития для своего хобби.

Об опыте создания мерча

Нам периодически приходят разные запросы на коллаборации – и от  команды Музея и из-за ее пределов.

В прошлом году отдельный блок занятий был посвящен коллаборации со Школой дизайна ВШЭ. Со студентами мы обсуждали любимые места в городе, а на основе материалов, которые были отрисованы в ходе встреч, ребята сделали сайт – их курсовой проект.

Отдел инклюзивных программ выпустил методическое пособие “Диалог с подростком” про работу с подростковой аудиторией Музея. Авторы пособия сделали нам заказ на комиксы, которые раскрывали бы конфликтные ситуации, характерные для этого возраста. Отдельный человек, который занимается комиксами, проводил занятия в «Люстре» – мы создавали иллюстрации, которые подходили бы под это пособие.

От организаторов конференции “Музей ощущений” пришёл запрос на участие в разработке айдентики к фестивалю. «Люстра» рисовала иллюстрации для бейджей спикеров и участников, к афишам, заглушкам презентаций. Мы составляли бриф для них [участников мастерской], передавали это ведущим, которые реализовывали пункты брифа через занятия. Так как это “защищённая” мастерская, заказ работ требует медиации, поэтому нужны тьюторы, ведущие и сопровождающие в курсе.

А под медиацией вы что подразумеваете?

Здесь [в “защищенной” мастерской] есть ведущие, которые переработали бриф в более удобный для восприятия формат. Например, рассказали, что это за проект, как будут использоваться их [участников мастерской] материалы, разбили всю работу по понятным, посильным этапам.

Мерч “Люстры” и “Гаража” ко 2 апреля

Источник: https://vk.com/wall-9325174_17071

Как возникла идея мерча ко 2 апреля?

Мы ежегодно делаем ко 2 апреля активности, которые рассказывали бы об инклюзивных проектах музея, и в целом поднимали осведомленность в обществе на этот счёт. В этот раз решили сделать такую коллаборацию, вместе с отделом дизайна Музея.

С Ульяной Савич мы предварительно разработали программу встреч и цель: нарисовать иллюстрации, которые бы рассказывали про разнообразие в обществе, в том числе про нейроразнообразие через визуальные образы. 

Ульяна предложила провести с участниками «Люстры» занятия по совмещению человека и объекта. Она написала и положила в шляпу названия нескольких предметов, которые нужно было вытаскивать и совмещать с образом человека. Так получились персонажи человека-цветка, человека-компьютера, человека-стола…

В этом был вызов : совместить и придумать что-то отличающееся, но имеющее в основе одно и то же.
Это хорошо рассказывало про то, что люди могут быть разные. И это прикольно

И какой эффект произвел этот мерч на покупателей?

Мы изначально хотели сделать лимитированный выпуск и всего было по 50 экземпляров. Тираж быстро разошелся. Получился довольно успешный опыт, потому что мы не знали, насколько это будет востребовано. Это был эксперимент.

Сейчас понимаем, что шалость удалась и можно пробовать еще

О профессиональном подходе 

Мы не говорим, что все [участники] должны стать иллюстраторами – просто поддерживаем их интерес на том уровне, который им комфортен и привычен. Но важно поддерживать практику в создании иллюстраций как возможную профессиональную область, поэтому мы довольно много времени уделяем объяснению участникам того, что они делают и зачем.

Большинство людей, с которыми мы работаем, впервые подписывают договор. Мы объясняем им, что это такое, в чём заключаются их права. Всегда платим гонорары авторам за работы, которые используем дальше.

Ещё одна важная вещь – упоминание этих людей, как авторов. Мы подписываем на своих изделиях иллюстрации именно так, как подписываются эти авторы, как они хотят, чтобы их понимали.

Это не какая-то безликая иллюстрация, это конкретный человек, стоящий за ней, самостоятельный полноценный автор.

Насколько эффективен инклюзивный мерч?

В этом есть скорее символический капитал. Можно оценить эффективность через продажи: что тираж разошёлся и продажи прошли хорошо. А есть другой аспект, который связан с повышением осведомлённости в обществе, и его уже не так легко измерить. Есть ещё третий аспект, связанный с работой с нейроотличными авторами, поддержкой их профессиональных траекторий, который тоже не так очевидно как измерить. Мне кажется, что это процесс растянутый во времени, у которого нет очень чёткого результата.

Вы выпускаете качественную продукцию?

Стараемся. Поэтому происходит отбор иллюстраций и поэтому продукция, которая была выпущена ко второму апреля, такого же качества, как и та, что продаётся в магазине.

Я видела на коллегах из других отделов музея футболки, над которым мы работали несколько месяцев. Им понравилось, они потратили личные деньги. Мне кажется, это хороший показатель

Что покупают люди, покупая инклюзивный мерч?

Хотелось бы, чтобы они покупали хороший продукт, как и в любом другом магазине. А не так, чтобы покупали что-то, потому что в этом есть какой-то добавленный смысл. Конечно, он есть, но в идеальном мире это не решающее. 

В идеальном мире у этих [нейроотличных] людей должны быть обычная работа, обычные занятия, обычный круг общения. Мне бы хотелось, чтобы это было нормой, а не каким-то благотворительным проектом, как его часто воспринимают внешние люди