Инклюзивный мерч неограниченных возможностей

Валерия Кац
30.08.2023

Сегодня сложно найти организацию, которая бы не выпускала собственную продукцию — мерч. Сшитые в удачной коллаборации вещи радуют потребителей качеством, НКО доходами и публичным вниманием, а коммерческие компании лояльностью клиентов и партнеров.

Менее известен в России другой мерч — продукция, создаваемая мастерами в инклюзивных организациях. 

Керамические изделия, графические принты, клубничное варенье, сделанные руками одного человека, — это инструмент включения для многих. 

Инклюзивный мерч для людей с ОВЗ — мотивация для творчества и профреализации, для Фондов и социальных организаций — источник внимания и дополнительных средств. Для коммерческих партнеров — возможность социального предпринимательства, а для покупателей —  приятный и полезный (!) подарок или сувенир.

Alma Mater поговорил с работниками коммерческих компаний, НКО и фондов и попробовал разобраться:

какой мерч «работает» и зачем его выпускать НКО, кто создает инклюзивный мерч, и как он помогает «включаться»

Мерч или мерчандайзинг?

Мерчандайз, мерч (от англ. merchandise — «товары, продукция») продукция с символикой, продвигающая бренд

Мерчандайзинг деятельность по продвижению товаров и увеличению продаж. В основном связана с тем, каким образом товары представлены на полках розницы

Мерчандайзер — специалист, который занимается продвижением товаров в точках продаж

Фирменные шопперы для сотрудников «Яндекса», валентинки от благотворительного фонда «Антон тут рядом», свитшоты от маркетплейсов и музеев современного искусства — это мерчандайз или, сокращенно, мерч.

Он заявляет о ценностях и услугах организации, продвигает их бренд.

Мерч появился в России 1990-х

История современного мерча началась в США, когда в 1942 году журнал Life поместил на обложку изображение американского солдата в футболке с надписью «Авиационная артиллерийская школа. Лас-Вегас, Невада». Одежду, на которой военные с помощью трафаретов наносили название города и своей части, можно считать прообразом брендированной продукции.

Индустрия мерча стала масштабной в 1970-х с популяризацией стадионного рока. Музыкальный мерч дошел и до России начала 1990-х, когда было модно носить джинсы, покупать пластинки и рок-атрибутику.

«Когда в  конце восьмидесятых советские рок-группы были на пике своей популярности, что-то  привозилось и с Запада. В школе я была примерной пионеркой, но в то же время носила значок с фотографией и надписью Queen. Поклонники бит-квартета “Секрет” делали красные галстуки, подражая  участникам группы».

Елена Соловьёва

учредитель «DATA BURO», управляющий партнер Издательства «DA»

Одна из первых компаний, которые стали заниматься производством мерча, — «Проект 111». Организация изготавливает товары с айдентикой с 1990-х.

У мерча несколько функций

  • PR-инструмент: создает имидж компании
  • источник дополнительного дохода
  • удобный и полезный продукт

    «10 лет назад наша компания [DATA BURO] использовала в оформлении мерча цитаты из философских текстов. Нам казалось, что это может обратить внимание на наши ценности. У нас сложился определенный имидж, и в конце концов это сработало как PR-ход».

    Эффект от реализации продукции пропорционален ответу на вопрос: «Для чего нам мерч?»

    «Это самый трудный вопрос. Потому что представители  больших компаний, не всегда сами понимают, для чего им это нужно. Как правило, в ответ можно услышать — это директива руководства, маркетинговая стратегия компании».

    Сказали делать мерч — мы делаем.

    Компании, у которых мерч выстрелил, можно пересчитать по пальцам.

    Как считает Елена, брендированная продукция позволяет выделиться среди конкурентов и отразить идею, важную для компании, месседж.

    Мерч высокого качества может помочь человеку увидеть то, что не заметно на первый взгляд.
    И я говорю не про изготовление или производство.
    Это должно быть наполнено определенными смыслами

    «Не так давно я зашла в “Mango” в Стамбуле. Меня очень заинтересовало то, что было выставлено в витринах. Футболки, созданные в коллаборации с фондом, в поддержку женского здоровья, с очень сильными цитатами. Я скупила практически все в подарок женщинам, которые сейчас озадачены этим вопросом. Они были благодарны, потому что понимали, что кто-то их слышит, что они не один на один со своими проблемами. И это было выполнено так эстетично, что людей не отпугивала сложность месседжа этих футболок».

    Кому есть, что сказать

    Главный дилер  вещей со смыслом — некоммерческие организации. 

    Мерч — одно из направлений коммерческой деятельности внутри НКО. Многие Фонды и социально-ориентированные организации выпускают продукцию с «говорящими» принтами и надписями

    •  чтобы добиться публичного внимания
    • привлечь корпоративных партнеров и жертвователей 
    •  получить  дополнительный доход с продаж

    С помощью мерча информационную и финансовую поддержку ищут не только Фонды, но и СМИ, правозащитные организации

    Жизнь НКО после бури 

    В августе в России, по данным аналитической платформы «Если быть точным»,  зарегистрировано около 80 тысяч организаций социальной направленности.

    Многие НКО с 2022 года «почувствовали на себе эффекты от введения санкций, ухода зарубежных компаний, введения блокировок на ряд социальных сетей». К таким выводам пришло исследование Высшей Школы Экономики и фонда «Нужна помощь».

    Опрос был проведен в декабре 2022 года среди 227 НКО из 54 регионов России. 

    О сокращении объема финансирования сказали 38% опрошенных НКО. Для 61% таких организаций это связано с падением поступлений от коммерческих компаний, в половине случаев – с падением объема пожертвований частных лиц (53%) и с сокращением государственных грантов и субсидий (46%)

    Часть коммерческих компаний, действительно, вынуждена была перераспределить доходы или закрыть проекты, связанные с поддержкой НКО. 

    В 2019 году активистка проекта «Дело 212» Мария Черных, Анна Городецкая из магазина нижнего белья Trusbox.ru и экс-юрист Комитета против пыток Дмитрий Уткин запустили фандрайзинговую платформу «Мерчизм». Через нее некоммерческие и правозащитные организации распространяли сувенирную продукцию и получали дополнительные частные пожертвования. Платформа прекратила работу в 2022 году. 

    «Наши основные клиенты как НКО ушли из РФ. Часть из них стали нежелательными. Команда проекта тоже была вынуждена эмигрировать, как и большая часть целевой аудитории. В этих условиях я приняла решение, что продолжать развивать проект в тех же рамках нецелесообразно».

    Мария Черных

    сооснователь бывшей фандрайзинговой платформы «Мерчизм»

    Бизнес продолжает поддерживать НКО

    Несмотря на перераспределение бюджета и приоритетов, коммерческие компании ищут способы работы на хрупкой территории НКО. «Смерч» — одни из тех, кто помогает высказаться через одежду со смыслом. 

    «Смерч» с 2017 года  занимается оптовым производством мерча под ключ, делает коллабы с друзьями бренда и благотворительными фондами. 

    В июле ребята создали новый дроп футболок «Это мне по силам». Прибыль от продажи будет передана в фонд «Подари жизнь» в поддержку детей с онкологическими заболеваниями. 

    Совместно с фондом «Подарок Ангелу» по идее агентства Smetana в 2019 году «Смерч» сшил  коллекцию худи и футболок для социального проекта «Доброшрифт».

    33 ребенка — подопечных фонда «Подарок Ангелу» написали по букве, из которых дизайнеры сделали профессиональный шрифт, напечатанный на одежде. Проект успешно реализовался, и вся прибыль, вырученная с продажи, была отправлена в помощь детям с ДЦП.

    «Изначально агентство заходило с прогнозом на 200-300 заказов на мерч, но уже в первые сутки мы получили около 1 500 (полутора тысяч!) заказов. Никто такого успеха не ожидал и, конечно, количественные показатели в 2019 году (когда проект стартовал) — были выше всех ожиданий: и по количеству заказов на мерч, и по количеству партнеров, поддержавших проект в своей коммуникации и использовавших “Доброшрифт”».

    Анастасия Кудряшкина

    в 2019 — менеджер в креативном агентстве Smetana, с 2020 — исполнительный директор бренда одежды «Смерч»

    «Хулиганский» мерч: опыт Упсала-Цирка

    «Упсала-Цирк» — автономная некоммерческая организация, которая
    с 2000-х помогает детям Петербурга из семей групп социального риска  менять себя, общество и пространство вокруг, обучаясь по методу цирковой педагогики.

    «Упсала-Цирк» — цирк, открытый для жизни. Здесь нет животных и несмешных клоунов, здесь дети и подростки из групп социального риска и с особенностями развития становятся артистами — равными, успешными, красивыми!

    Организация любит «похулиганить» с одеждой и выпускает собственный мерч, который есть у Кати IOWA и Гиги Дедаламазишвили из группы Mgzavrebi. Не менее 40% с его продажи идет на поддержку работы цирка.

    В цирке скучно работать без вызова.
    2022 однозначно был еще одним годом, который нам его бросил,
    но, по большому счету, продажи выросли —
    у команды появился фокус на мерче

    Как инклюзивной организации, «Упсала-Цирку» важно знакомить аудиторию спектаклей и жителей города с ценностями:

    • Принимать себя и взаимодействовать с другими людьми без агрессии и страха
    • Менять себя и окружающую действительность
    • Действовать на основе своего мнения и принятия других людей
    • Заботиться о своей психической и физической безопасности, уметь защищать права и границы

    Мерч помогает раскрыть их через слоганы, через хулиганский и креативный дизайн, который сам по себе вдохновляет человека вести себя иначе.

    «На шопперах Арни Прахт были классно изображены разные цирковые трюки, которые могли вдохновить попробовать повторить что-то. А разноцветные хулиганские носки вносят каплю хулиганства во внешний вид, приходит и желание быть более непосредственным в действиях. Это помогает разрядить обстановку и мотивирует людей заодно на принятие своего хулиганства и творческое проявление других».

    Алена Батенкова

    менеджер «хулиганского проекта»

    “Я считаю, что носогрейка – это хорошо, потому что ты всегда можешь оставаться наедине со своим родным запахом,” – Екатерина Гордеева и Николай Солодников в носогрейках “Упсала-Цирка”

    История мерча началась с выпуска носогреек к новогоднему спектаклю. Сегодня Цирк коллабится с брендами одежды и украшений – St. Friday Socks, Z666, Nnedre. Дарит выпускникам футболки с «нахулиганенным» дизайном,  третьей булавой на спине — на принте в базовой коллекции, которая доступна для покупки зрителям, булав только две.

    Футболка с “нахулиганенным” дизайном для выпускников

    Мы всегда держим фокус на том, что каждый человек талантлив и творчество каждого человека ценно, поэтому принты могут быть придуманы как приглашенным дизайнером, так и самими хулиганами или вовсе SMM-щиком 

    «По опыту немногочисленных попыток посадить хулиганов рисовать нам что-нибудь для мерча, стало понятно, что они тут, как и задумывалось, ради цирка. Достаточно быстро они начали терять интерес,  ерзать на месте и уползать в сторону мата, чтобы сделать пару любимых кувырков там. И это классно. Ребята в цирке, чтобы заниматься цирком. Мы же с ними советуемся и собираем обратную связь»   

    Дария Ядченко, SMM-менеджер и часть команды по мерчу
    Алена Батенкова, менеджер «хулиганского проекта»

    «Так в нашем обновленном дизайне толстовок “Состав хулигана” в составе появился “Бутерброд с сыром”. До этого по их комментам [ребят] мы добавляли “Каплю безумия”. Да и в целом “Состав хулигана” мы делали, опираясь на опросы артистов».

    Обновленный дизайн “Состава хулигана”

    Цирк использует мерч в спектаклях в качестве элементов костюма, что приятно влияет на продажи.

    «Регулярно в зрительном зале и на наших выездных мероприятиях видим людей в нашем мерче. Плюс часто родители ребят, которые у нас занимаются, поддерживают цирк и радуют детей, покупая продукцию цирка. Если кто-то из известных личностей залетает к нам, то мы с радостью дарим нашу фирменную футболку или цирковые носки».

    Зрители на мастер-классе в мерче “Упсала-Цирка”

    Классно идти на работу, где ценности смыслово на 100 % совпадают с твоими, но ещё круче идти на работу с шоппером через плечо, где напечатана фраза «Балансирую уверенно», которая звучит как ваш общий с цирком посыл миру, так и личный настрой перед всеми задачами на день

    Футболка с концептуальным принтом рассказывает о проблеме людей, но не вполне ее решает.
    А если она сделана их руками?

    В экосистеме НКО и бизнеса, где партнерские и рыночные взаимоотношения одинаково важны, развивается еще одно коммерческое направление — инклюзивный мерч.

    Инклюзия включение, объединение большого спектра людей в одном поле.

    Инклюзивный мерч — изделия, которые созданы людьми, задействованными в мастерских НКО, социально-ориентированных и инклюзивных организаций

    «Защищенные» мастерскиеспециальные рабочие места с системой сопровождения для людей с ОВЗ

    Некоторые организации работают по программе социального предпринимательства и устраивают «защищенные» мастерские, в которых занимаются или работают люди с ОВЗ. 

    Цель таких мастерских — создать безопасную среду, в  которой каждый сможет обучиться интересному ремеслу и (или) заниматься этим профессионально, подготовиться к трудоустройству в других компаниях. 

    Инклюзивный мерч — это результат деятельности инклюзивных, «защищенных» мастерских

    Почему он инклюзивный? 

    Это продукция, которая помогает «включаться»,  объединяться.

    Современный мир далек от идеала: по данным на март 2023-го, число официально трудоустроенных людей с ОВЗ составило 25%. Интегрироваться в общество социально незащищенным гражданам  помогают мастерские. 

    Они открыты в Петербурге и Москве и действуют как часть социальных институций — благотворительных фондов и центров: фонда «Антон тут рядом» (Центры на Невском и Троицкой), музея современного искусства «Гараж» (мастерская иллюстрации и графики «Люстра»). Некоторые мастерские существуют самостоятельно — АНО «Простые вещи».

    В мастерских готовят специалистов в различных направлениях: это может быть керамическая, кухонная, столярная, графическая… В специально организованных помещениях несколько раз в неделю проводятся занятия, во время которых мастера вместе с тьюторами и сопровождающими лепят, готовят, красят — создают то, что после отбора и внесения «штрихов» становится мерчем. Часто на изделиях оставляют логотип организации и подпись автора.

    Готовые вещи, аксессуары и сувениры выставляют на продажу в магазине, а иногда продукция выполняется на заказ для корпоративных партнеров. Оба варианта предоставляют организациям дополнительную прибыль для развития мерча — на материалы, организацию пространства и поддержку мастеров, в том числе материальную.

    Получается, что мерч — связующее звено в цепочке человек-НКО-бизнес-человек. Первый человек — тот, что нуждается во внимании, самореализации, финансовой поддержке. Второй человек хочет получить (а может, кому-то подарить) самобытную вещь, сделанную со смыслом и теплом. 

    Мастерские, во многом, — про теплоту и комфорт. В этом можно убедиться после разговора с теми, кто причастен к созданию инклюзивного мерча.

    Мастерские тут рядом 

    Рынок труда не готов к нейроотличным людям: сотрудники компаний не знают о расстройстве, организации не выделяют бюджет на тьюторов. Без работы люди с РАС не могут обеспечивать себя — пенсии по инвалидности не хватает на жизнь. Фонд «Антон тут рядом» предоставляет нейроотличным взрослым возможность выстраивать диалог, брать ответственность,  и работать в безопасной среде.

    Фотографии: фонд “Антон тут рядом”, Светлана Троицкая

    В Центре на Невском с 2019 года действует центр подготовки к трудоустройству. Здесь работают швейная, керамическая, переплетная, кулинарная, компьютерная, клининговая и шелкографическая мастерские. В отличие от Центра на Троицкой, где студенты пробуют силы в разных мастерских, на Невском распределение постоянное. 

    С утра до обеда студенты рисуют принты и иллюстрации, делают изделия из керамики, подсвечники, деревянные изделия для интерьера и продукцию по заказу для партнеров. В мастерских Центра подготовили товары для «ИКЕА», мерч для «АДАМАНТ», «ЛАХТА Клиника».

    Работа в мастерских помогает нейроотличным людям в комфортном темпе заниматься хобби и монетизировать его — студенты получают ежемесячную зарплату или стипендию. 

    Изделия «Антон тут рядом» можно купить в интернет-магазине. В описании продукции указаны имена и фамилии авторов и тех, чьи цитаты и принты были использованы в дизайне мерча. 

    Дизайн изделий «Антон тут рядом» узнаваемый: ничего лишнего — яркий концептуальный рисунок или аккуратно нанесенная надпись, повторяющая почерк. Немного небрежный, но стремящийся к свободе. Мерч Фонда — о самоидентичности и сопротивлении стереотипам.

    Коллекция футболок, кружек и тарелок «Нет спасибо» с леттерингом от студента «Антона тут рядом», Дениса Сироткина, —  напоминание о том, что не стыдно говорить «нет».

    Так, вещи могут рассказать гораздо больше, чем на них написано.
    А иногда и принести значительную часть дохода организации.

    Елена Фильберт, исполнительный директор фонда «Антон тут рядом», в интервью РБК отметила, что во время больших перемен в 2022 году социальное предпринимательство стало «спасением» для Фонда:

     

    «Общая сумма по прибыли отдела социального предпринимательства по итогам прошлого года выросла более чем в два раза: с 13,5 млн руб. в 2021 году до 30,8 млн руб. в 2022 году. Сюда входят продажи в магазине, заказы продукции для бизнеса, коллаборации и продажа мерча у партнеров, на маркетах, в маркетплейсах»

     

    Часть компаний-жертвователей, закрыла бизнес в стране. А те, что остались в России, перераспределили бюджет на благотворительность. Тем не менее, многие компании стали покупать мерч, производимый в мастерских «Антона тут рядом», в качестве корпоративных подарков: 

      «Раз они сейчас не могут напрямую помочь нам деньгами, то уж точно могут помогать так, и мы им за это очень благодарны. Хоть это и не “чистые” пожертвования, так как для изготовления изделий мы тратим средства на расходники и зарплаты работникам, но это — важная часть бюджета фонда. И, получая в подарок наш мерч, новые люди узнают об аутизме и инклюзии».

      Елена Фильберт

      исполнительный директор фонда «Антон тут рядом», интервью РБК

      Опыт мастерских «Простые вещи»

      Простые, но эстетически ценные вещи создают в Нормальном месте в Петербурге. Это пространство на Кожевенной линии 34А, резиденция нескольких социальных организаций. Одна из них — АНО «Простые вещи», которая действует как 7 мастерских, арт-студия и школа бариста, где работают и обучаются взрослые люди с ментальными особенностями. 

      В специально оборудованных помещениях, в каждом из которых чувствуется особенный запах, разные люди создают разную продукцию: от кашпо для растений и мыльниц для магазина LUSH до керамических стаканчиков для verle и варенья для кафе «Огурцы». 

      В «Простых вещах» трудоустроены 62 мастера с ментальными особенностями. Организация работает по программе социального предпринимательства и предоставляет мастерам квотируемые рабочие места и места по программе Комитета по труду и социальной занятости.

      Кулинарная мастерская

      Любой желающий сам (или с помощью родственников) может заполнить онлайн-анкету и устроиться в понравившуюся ему мастерскую, даже если нет базовых навыков — им обучат. Очередь кандидатов достаточно большая, поэтому «Простые вещи» стремятся к тому, чтобы их работники выходили на открытый рынок труда.

      Проект изначально был создан при поддержке Анимационной студии «ДА» и Фонда президентских грантов. Организация отметила уход компаний-партнеров после 2022 года. Но «Простые вещи» сфокусированы на реализации  собственной продукции: заказов корпоративных подарков от крупных организаций, проведении мастер-классов, продажи изделий в магазинах. В 2021 году доходы от коммерческой деятельности составили ~ 13 миллионов рублей, это 24% от всех поступлений. 

      «Простые вещи» — пространство для творчества, где «дело есть каждому» и где создают простые и качественные изделия, выполненные ручным трудом. Может, благодаря такому ответственному подходу организация часто проводит  коллаборации с интересными проектами, а в ее корпоративной продукции заинтересованы Тинькофф, Лахта клиник, Ozon.

      «Недавно была коллаборация с verle. Керамическая мастерская сделала специальные кофейные стаканчики с логотипом verle, и мы продавали подарочные наборы. Туда входил их кофе и наш стаканчик.

      Анна Иванова

      PR-менеджер «Простых вещей»

      Иногда даже круче, когда люди покупают мерч, не зная, что он инклюзивный 

      Для нас важно, чтобы наша продукция была качественная. Чтобы нас покупали не только потому, что это какой-то добрый поступок, поддержка мастерства, а потому что он выполнен классно».

      «Простым вещам» удается создать пространство, где люди с ментальными особенностями развиваются в любимом деле и выстраивают диалог. В мастерских не принято делить людей по диагнозам — все работают наравне: мастера, ведущие и волонтеры. Занятия длятся с перерывом на обед. Здесь не только шьют, лепят, готовят еду, но и проводят инклюзивные мероприятия: кинопоказы, лекции, творческие встречи и выставки.

      • Анна Иванова, PR-менеджер «Простых вещей»

      «Вокруг организации развивается комьюнити людей, которые поддерживают друг друга, узнают. У нас был смешной инфоповод, когда Ольга Кравцова пришла на “Вечернего Урганта” (когда еще можно было прийти) в носках “Простые вещи”. Нас поддерживают СБПЧ [“Самое Большое Простое Число”] — они записали благотворительный джингл с мастерами. Актриса Татьяна Лазарева принимала участие в одной нашей информационной кампании».

      В графической мастерской

      В графической мастерской работают взрослые 20-30 лет — они рисуют линейную графику. Картины художников показывают на арт-выставках, а принты используют на стикерпаках и футболках, в продукции «Простых вещей». Например, мастера создавали путеводитель по Петербургу для «Авиасейлс» с гуляющими по улицам животными: динозаврами возле Эрмитажа. Расписывали автобусы, которые возили туристов в Карелию, с гигантской наклейкой от «Простых вещей». Многие мастера начали заниматься без специального образования, но в «Простых вещах» каждый может раскрыть свои таланты.

      «Это вот Лёша [показывает изображение]. У него свой подход — он не рисует со слов, обычно с фотографии. Его авторский стиль присутствует: очень геометричный, лаконичный, и он всем делает грустные лица.  Человек нигде не учился, никогда не рисовал, и вот, рисует совершенно нереально. Мы ходим по немножко примитивистскому рисованию, оно для нас наиболее актуальное. Если придёт кто-то, кто рисует академично, зачем он нам нужен? Он не сделает классные стикеры в нашем характере. Не сделает что-то очень своеобразное, потому что из реалистичного стиля рисования отойти к декоративному слишком сложно».

      Мария Екушева

      ведущий мастер графической мастерской, подробнее о мастерской графики «Простых вещей» в интервью

      Я считаю, что ребята рисуют лучше меня. Я проучилась 10 лет на художника — они не учились нигде. Но у них нет страха, и это самое важное

      Рисунок Лёши для открытки учителям на 1 сентября

      «Я думаю, что человека портит страх. Бывает, люди говорят: я не умею рисовать. Это они пошли в школу, и кто-то их запугал. А на ребят это просто, в своё время, не подействовало. Они не восприняли эту фразу “ты не умеешь рисовать”. Умеешь — не умеешь, им вообще не до такой материи, они просто берут и рисуют. И часто рисуют так, что я хожу [со словами]: “Мамма Мия, как нарисовано! Как неожиданно, какой сюжет, какой стиль“».

      Такие неограненные алмазы, которые не надо гранить, потому что это круче

      Мария Екушева

      Подробнее о мастерской графики “Простых вещей”  в интервью с ведущим мастером Марией Екушевой…

      «Собака.ру» всегда поддерживала инклюзивные проекты

      Статуэтки для премии — это хороший инфоповод познакомить с инклюзивностью тех, кто с ней не знаком. Так, в 2019 и 2020 годах издание «Собака.ru» совместно с Фондом «Антон тут рядом» и «Простыми вещами» сделало коллаборацию — статуэтки для лауреатов ежегодной премии «ТОП 50». 

      «Мария Грекова в 2020 году стала лауреатом нашей премии “Петербург Будущего” и обратиться к ее мастерской [“Простые вещи”] было логично, Собака всегда поддерживает связь с лауреатами своих премий. В 2020 году был zoom ужин и трансляция интервью со всеми лауреатами. Статуэтки вручили через курьеров, лауреаты их приняли с душой. В 2021 году мы также сделали статуэтки с Простыми вещами, но в 2022 уже поддержали историю переработки и сделали статуэтки из переработанного стекла».

      Елизавета Замарина

      директор по офлайн-маркетингу «Собака.ru» с 2020 по 2023 год

      Опыт инклюзивной мастерской графики и иллюстрации «Люстра»

      В музее современного искусства «Гараж» с 2015 года проводятся инклюзивные программы. Они рассчитаны на то, чтобы посещение Музея для человека с особенным опытом стало привычным и постоянным действием.

      Мастерская графики и иллюстрации «Люстра» для взрослых людей с ментальными особенностями открылась в «Гараже» в 2021 году.

      Ее участники рисуют принты и иллюстрации в выбранной графической технике, а иллюстрации в дальнейшем используются в дизайне пособий, одежды, афиш в коллаборациях с «Гаражом» и другими организациями.  

      Подробнее о занятиях в мастерской — в полном интервью
      со специалисткой отдела инклюзивных и просветительских программ Музея, Алиной Жекамуховой…

      Занятия, которые ведут Софья Сапожникова и Анна Гросицкая, проходят дважды в неделю в мастерской и за ее пределами. Программы в группах зависят от уровня подготовки участников. Одни посещают городские выставки, другие занимаются тематическими блоками и, например, изучают с флористом строение растений в парке Горького. 

      Оказывать столько поддержки, сколько необходимо, но оставлять зазор на самостоятельность — очень важно, когда мы говорим о взрослых с ментальными особенностями, потому что в обычной жизни вокруг них бывает слишком много патернализма и мало доверия

      Алина Жекамухова

      специалистка отдела инклюзивных и просветительских программ Музея

      Важный этап занятий в «Люстре» — перевод впечатлений на бумагу, фиксирование физического результата. 

      «В конце 2022-го мы закончили рисовать иллюстрации, и Ульяна Савич, наш дизайнер,  помогла сверстать это в календарь на 2023 год.  Потом мы раздали его ребятам в качестве “коллекционного экземпляра”».

      Источник: “Люстра”

      Часто принты и иллюстрации участников — результат коллабораций с другими отделами Музея или сторонними партнёрами.

      «В прошлом году отдельный блок занятий был посвящен коллаборации со Школой дизайна ВШЭ. Со студентами мы обсуждали любимые места в городе, а на основе материалов, которые были отрисованы в ходе встреч, ребята сделали сайт — их курсовой проект».

      Ко Дню информирования об аутизме в этом году «Люстра» совместно с «Гаражом» выпустила коллекцию одежды и аксессуаров, на которых изображены принты участников мастерских. Это был эксперимент — команда изначально хотела сделать лимитированный выпуск на 50 экземпляров — и не знала, насколько это было бы востребовано. Тираж быстро разошелся.

      Мерч “Люстры” и “Гаража” ко 2 апреля
      Источник

      «С дизайнером Музея, Ульяной Савич, мы предварительно разработали программу встреч и цель: нарисовать иллюстрации, которые бы рассказывали про разнообразие в обществе, в том числе про нейроразнообразие через визуальные образы. 

      Ульяна предложила провести с участниками “Люстры” занятия по совмещению человека и какого-то объекта. Она написала и положила в шляпу названия нескольких предметов, которые нужно было вытаскивать и совмещать с образом человека. Так получились персонажи человека-цветка, человека-компьютера, человека-стола»

      В этом был вызов совместить и придумать что-то отличающееся, но имеющее в основе одно и то же. Это хорошо рассказывало про то, что люди могут быть разные

      Для «Люстры» важно, чтобы участники мастерской могли заниматься любимым делом на том уровне, который комфортен каждому. В том числе и на профессиональном: 

      «Мы довольно много времени уделяем объяснению участникам того, как будут использоваться их иллюстрации. Большинство людей, рисунки которых мы используем в продукции, впервые подписывают договор. Мы объясняем им, что это такое, в чём заключаются их права. Всегда платим гонорары авторам за работы, которые используем дальше. Ещё одна важная вещь — упоминание этих людей, как авторов. Мы подписываем на своих изделиях иллюстрации именно так, как подписываются эти авторы, как они хотят, чтобы их понимали».

      Это не какая-то безликая иллюстрация, это конкретный человек, стоящий за ней, самостоятельный полноценный автор

      По мнению Алины, эффективность инклюзивного мерча сложно измерить:
      «В этом есть скорее символический капитал. Можно оценить эффективность через продажи: что тираж разошелся и продажи прошли хорошо. А есть другой аспект, который связан с повышением осведомленности в обществе, и его уже не так легко измерить. Есть еще третий аспект, связанный с работой с нейроотличными авторами, поддержкой их профессиональных траекторий, который тоже не так очевидно, как измерить».

      «Люстра» старается, чтобы мерч, в создании которого задействованы участники мастерских, был качественным, а продукция не отличалась от той, что продается в любом другом магазине:

      Я видела на коллегах из других отделов музея футболки, над которым мы работали несколько месяцев. Им понравилось, они потратили личные деньги. Мне кажется, это хороший показатель

      Что «покупают» люди, покупая инклюзивный мерч?   

      Вещь, картинка и надпись на ней, ее дизайн, — это текст, определяющий идентичность. По худи можно «считать», какую группу слушает человек, по термокружке — в какой организации работает, а по блокноту — на каком форуме он последний раз был.

      Компании выпускают мерч, чтобы продвигать свой бренд. Некоторые даже стремятся сделать его действительно полезным: отвечают качеству, привлекают дизайнеров, продвигают через коллаборации. Тогда повышается шанс, что потребитель, если и не купит вещь самостоятельно, то будет носить футболку от бренда, которую подарили, потому что она ему нравится.

      А есть люди, которые тратят средства на футболку с надписью, нанесенной корявым почерком или самодельные неровные кружки. Но инклюзивный мерч стремится к тому, чтобы отвечать качеству, тем более, что многие организации выпускают вещи совместно с подрядчиками: «с них — базовая вещь, с нас — уникальный принт».

      Покупка вещей, сделанных руками людей, которые нуждаются в поддержке, — тот же вопрос идентичности. Надевая футболку с особенным принтом, ты отождествляешь себя с красивым и добрым, разделяешь интерес организации, которая стремится помочь автору этого принта, и рассказываешь об этом обществу. А быть амбассадором добра иногда ценнее, чем одним из миллиона амбассадоров «Apple». 

      Покупая инклюзивный мерч, люди «покупают» много возможностей: совершить благотворительный жест, украсить интерьер или дополнить образ, заявить об организации. Выбирая «неидеальное» изделие, можно с одной стороны, подчеркнуть свою индивидуальность, а с другой, указать на равноправность, вовлеченность и «нормальность» человека, который его создал.

      «У меня есть друзья, которые часто приобретают  наши штуки [изделия]. И они какую-то теплоту покупают. Потом многие подписываются на наши соц.сети. Им хочется приобщиться к этому — они начинают вникать в проблематику НКО и чувствовать себя еще более, может быть, осознанными. Это такая возможность стать благотворителем, когда ты не готов жертвовать суммы неизвестно куда. А тут ты становишься соучастником такого тёплого сообщества посвящённого в первую очередь пониманию и принятию окружающих людей. Как говорится: дело есть каждому (с)»

      Мария Екушева

      ведущий мастер графической мастерской «Простых вещей»

      «Хотелось бы, чтобы они покупали хороший продукт, как и в любом другом магазине. А не так, чтобы покупали что-то, потому что в этом есть какой-то добавленный смысл. Конечно, он есть, но в идеальном мире это не решающее. В идеальном мире у этих [нейроотличных] людей должны быть обычная работа, обычные занятия, обычный круг общения. Мне бы хотелось, чтобы это было нормой, а не каким-то благотворительным проектом, как его часто воспринимают внешние люди».

      Алина Жекамухова

      специалистка отдела инклюзивных и просветительских программ Музея

      «Инклюзивный мерч, по-моему, не просто вещи. Это простые вещи, которые ещё и транслируют большие идеи о главном. Авторы и темы таких вещей самые человечные и одухотворенные. Это зачастую издания/коллекции, ограниченные в количестве и при этом безграничные в оригинальности. Форматы такого мерча лёгкие (сумка-шоппер, открытка, кружка), чтобы их можно было захотеть получить в моменте, доступные, чтобы, почти не задумываясь, их приобрести, и служат эти оригинальности высоким ценностям. Они срабатывают вдвойне: я, обладая сумкой с соответствующей глубокой фразой, написанной почерком свободомыслящего человека с ментальными особенностями, соединяюсь с ним и его фантазией, становлюсь на бит лучшей версией себя (как минимум, более доброй), а прохожие смотрят на эту сумку, как на крошечный рекламный баннер, и он на них нежно воздействует. Так что, я думаю, покупать, коллекционировать  инклюзивный мерч важно. Это очень эффективный метод помнить и быть».

      Нина Михайлюк

      директор фонда Alma Mater, продюсер Insite