Театр — это лаборатория будущего, где мы разрабатываем модели взаимодействия, которые хотели бы видеть в «большом» мире.
Среди богатства форм и направлений современного искусства можно выделить некое общей группы, для которой мы выбираем определение – инклюзивное искусство.
Инклюзивное искусство это искусство , которое выбирает темы и средства для работы с социальными проблемами. Оно эффективно помогает выстраивать диалог между сообществами и отдельными людьми.
Автор фото Светлана Амирханова
В основе всех направлений инклюзивного искусство лежит партнерство. Инклюзивная музыка , инклюзивное кино, инклюзивное изобразительное искусство… список возможных форм творчества, в которых активирован аспект инклюзии бесконечный так же, как оттенки зеленого в природе.
Здесь мы будем делиться с вами новостями из мира инклюзивного творчества и любопытными фактами об этом направлении.
Да, мне часто говорят: вот модно заниматься инклюзией. Нет, пока это все еще не так. Но это самое правильное направление механизма культуры — ты делаешь что-то общепринятым через моду. Мода на благотворительность или инклюзию сама по себе неплоха и требует максимального утверждения. Мода — это всего лишь массовое информирование. Если какой-то тренд двигается Москвой и Питером, вся Россия втягивается, как в воронку. Однако история про независимые социальные проекты пока не стала общим местом даже в столицах. Когда это случится, регионы подтянутся. Поэтому необходимо работать везде. По стране по-прежнему та же стадия энтузиастов в борьбе за огонь — в Сибири, на Дальнем Востоке, на Урале, у нас, но это люди, которые пока в изоляции, скажем так. Конечно, я не хочу сказать, что все обязаны заняться инклюзивной работой, но любопытно, что театр в наушниках стал трендом, а театр с реальными людьми и реальными проблемами — нет.
Статьи
Борис Павлович: «Старшеклассники — это деклассированный элемент»
А вот инклюзия — это по-прежнему опасная ситуация, так как не стала общим местом. Потому что понятие «нормы» для нас по-прежнему и психологически, и политически огорожено бетонным забором. И те из режиссёров, кто по-настоящему хочет находиться на территории борьбы и эксперимента, не интерпретируют классику и не пробивают дорогу «новой драме», а занимаются инклюзией или «театром социальных изменений».
Борис Павлович
Как проходят «Разговоры» в «Квартире»
«Я – Введенский», – отзывается и встаёт со стула в углу Павел, актёр с ментальными особенностями. Он садится напротив партнёра за стол в центре библиотеки. Его коллега вооружён книгой, откуда он и начинает читать вслух, а вот Паша безоружен. Из разных уголков квартиры пришли ещё зрители. Каждая из комнат во время «Разговоров» живёт по своему расписанию. И есть пункты, которые буквально подталкивают на путешествие по квартире – «посмотрите, что происходит в гостиной или библиотеке».
«Я вижу искаженный мир… А почему – не ясно?». «Теперь я ставлю шкаф на место … а я поставил бы туда диван». «И скучаю, и скорблю… по ком? по своей подружке?». На случайно вычитанные партнёром строчки Паша реагирует в ответ мгновенно – игра в слова и парадоксы даётся ему как будто бы легко. Когда раунд заканчивается, звучат аплодисменты и даже «браво». Но здешнего Введенского они оставляют равнодушными. Паша просто пожимает плечами: он много занимался, чтобы добиться такой лёгкости. И хотя в начале было трудно продолжать мысли ОБЭРИУтов в их стиле, сейчас эта игра скорее забавляет.
Борис Павлович и Ника Пархомовская. Интервью
Но постепенно тексты отваливались, и в итоге остался один эпилог, три реплики, которые фиксируют окончание спектакля «Разговоры». Появление литературы подводит черту в спектакле, она выступает в роли гильотины. Когда актеры произносят точные цитаты, поток импровизации прекращается и никакая спонтанная жизнь после невозможна. Как говорил Липавский, искусство должно прерываться в тот момент, когда появляется ощущение, что сказано довольно.
Борис Павлович
ЭТО ТЕБЕ
Эмоции принадлежат нам, и никто не в силах их отнять. ЭТО ТЕБЕ – напоминание о том, что по праву наше: радость, грусть, счастье, злость, гордость – все это до последней слезинки и искорки смеха.
«Самое главное — ловить волну. Ты поёшь рэп — раз, и мурашки по коже»
Театр — то же самое. Говорят сделать волну руками, а стеснительный не может. Сотрудник приходит, и начинает моими руками всё делать. Он делает, а я могу продолжить. Он убирает руки и говорит двигаться, и я начинаю двигаться.
В музыке ещё лучше. Тебя просят: спой рэп. Ты думаешь: «Если я не спою, какой стыд получу», и начинаешь петь сразу